OLDI протокол -OnLine Data Interchange заменяет диспетчеру голосовую передачу данных смежникам. Если есть интерес, можно прочитать спецификацию Евроконтроля по OLDI 4.2 (есть в свободном доступе). Представляет собой формализованное сообщение, в котором содержится служебная информация ( номер рейса, точка входа, точка выхода, эшелон, тип ВС, наличие ответчика и т.д. и т.п). По факту отправляя такое сообщение диспетчер не должен голосом сообщать смежнику, когда, где и кто перечечет границу ответственности. Базовый пакет состоит из 3х сообщений ABI, ACT, LAM. ABI - предварительное сообщение, говорящее о намерении ВС войти в зону ответственности. При изменении любого параметра ( высота, ПОД, времени) посылается новое ABI . ABI может отправляться сколько угодно раз до того как отправится сообщение ACT. ACT (activation) отправляется за какое-то конкретное время до входа ВС в зону (время устанавливается соглашениями между смежниками, обычно за 10 мин до входа ВС в зону). ACT отправляется 1 раз. Если после ACT есть какие-нибудь изменения, то при использовании базового пакета дальнейшие согласования только голосом. LAM - logical aknowledge message приходит в ответ на каждое сообщение ABI и ACT для подтверждения получения информации. Системы отправляют сообщения друг другу в автомате, диспетчер только контролирует. Отпадает нужда общаться голосом со смежником, кроме нештатных случаев. Организовано взаимодействие по отдельному каналу. У нас на нижнем уровне это Е1 канал (оптика или медь) 3,4 уровни TCP/IP, верхние уровни протокол FMTP. Канальное оборудование - мультиплексор, за ним маршрутизатор Cisco работает на уровне TCP/IP, далее на коммуникационном сервере поднят Daemon - служба, отвечающая за взаимодействие. Так же доп. настройки на плановом сервере и доп. окна на АРМ для манипуляций по OLDI. В общем это совсем в общих чертах). Да, в Калининграде - "Топаз", в Воронеже бываю каждое лето)